Чт, 19.10.2017
Удивительная Псковщина
Меню сайта
Категории каталога
Мирожский монастырь. [1]
Все о Мирожском монастыре, выдающемся памятнике истории русской и мировой художественной культуры. Расположен в г. Пскове.
Снетогорский монастырь [1]
Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь во Пскове.
Елизаровский монастырь [1]
Спасо-Елизаровский женский монастырь, в 30 км от Пскова.
Крыпецкий монастырь [1]
Крыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в 25 километрах от Пскова.
Никандрова пустынь [1]
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, в 70 километрах от Пскова.
Введенский монастырь [0]
Свято-Введенский женский монастырь на Псковщине.
Симанский монастырь [0]
Симанский Спасо-Казанский женский монастырь.
Творожковский монастырь [0]
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь.
Печерский монастырь [1]
Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь, в 53 км от Пскова.
Главная » Статьи » Монастыри Псковской земли » Никандрова пустынь [ Добавить статью ]

Никандрова пустынь, 16 в.
Никандрова пустыньБлаговещенская Никандрова пустынь, расположена на р. Демьянке, в 70 км от Пскова. Ближайшее село - Любовец с часовней Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем. Свято-Благовещенская Никандрова пустынь основана в 1589 г. 28 мая 2007 года, в обители отмечался великий праздник - 500 лет со дня рождения святого преподобного Никандра Псковского.

Главный источник сведений о святом Никандре - его жития, т.е. биографии, написанные после его канонизации. Известно их несколько, отличаются они лишь в деталях.

Иконостас храма Взыскание Погибших Родился Никандр в 1507 г. в живописной деревеньке Виделебье на реке Черехе, на полпути между Подсевами и Карамышевом (Пск. Р-н, Псковская. Обл.) от благочестивых родителей, простых крестьян Филиппа и Анастасии, при крещении был назван Никоном. Святой Никандр всю свою богоугодную жизнь провел на Псковской земле, давшей России так много святых имен. Отец его умер рано, старший брат Арсенийушёл в монахи и Никон жил вдвоем с матерью. Житие Никандра отмечает очень важный факт, который предопределил всю жизнь будущего святого. Когда ребенка крестили в церкви, в купель сошла благодать Святого Духа, сделавшая мальчика с ранних лет отличным от сверстников. Никон Святой источник А. Свирского, родоновыйсторонился шумных игр с деревенскими ребятишками, любил уединение и с большой охотой посещал церковь. Мальчику хотелось познать Священное Писание, открыть для себя все тайны жизни во Христе и не уподобиться тем людям, которые живут бездумно, в ежедневных грехах, не заботясь о том, что ждет их в будущем. Молитвы помогали юному Никону избегнуть многих соблазнов суетной жизни, быть свободным от людских пороков и сохранить чистую душу, наполненную светом любви к Богу. Никон радовался, что его брат стал иноком, и такой же видел свою судьбу.Никандрова пустынь. Псковские монастыри, гостиницы, музеи города ПсковаКогда ему минуло 17, он уговорил мать оставить бедное крестьянское хозяйство, раздать свое имущество нищим и церкви и поступить в монастырь, чтобы обрести сокровище духовное, вечное вместо земного - краткого и тленного. Анастасия, послушавшись сына и уйдя в женскую обитель, прожила среди сестер во Христе несколько лет, там и скончалась. Похоронена рядом с супругом Филиппом.

Никон, лишившийся отца, дома, имущества, расставшись с матерью, ушедшей в монастырь, не имел теперь никаких уз. Первыми шагами его самостоятельной жизни стало паломничество по Святым местам Пскова. Никон знал, что на Псковской Земле много монашеских обителей и храмов. Особенно его интересовали два монастыря: Елизаровский, основанный в 15-м веке его односельчанином Елизаром (в монашестве Ефросином), и Крыпецкий, основанный духовным чадом Ефросина Саввой на рубеже 15-16 веков. Посетив святые обители, помолившись, поклонившись мощам чудотворцев и побеседовав с иноками, Никон принимает твердое решение последовать их примеру. Его влекла к себе иноческая жизнь, пример Евфросина Спасо-Елеазаровского (28.05.) и Саввы Крыпецкого (память 10.09.), но он был неграмотен и потому недостаточно хорошо знал Священное Писание. Никон желал найти учителя и поэтому он возвращается в Псков. Поклонившись святыням, Никон поступил на службу к псковскому купцу Филиппу, и живя у него обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил трудолюбивого и скромного, смиренного и богобоязненного юношу, который за постель и еду выполнял все домашние работы, проявил себя с лучшей стороны и добился расположения хозяина. Филипп нашел ему опытного учителя, который оказался не только образованным, но и добрым человеком. Под его руководством прилежный и способный ученик очень скоро и глубоко усвоил Христово Евангелие. Чтение священной книги христиан еще более укрепило дух Никона. Он принимает бесповоротное решение поселиться в глухом лесу и там, в уединении, молиться Богу - не только за себя, но и за других.

Теперь нужно было найти такое место, чтобы там обосноваться. Никон слышал от людей о диком лесе, находившемся где-то между Псковом и Порховом. Говорили, что там много мхов и болот, речек и озер, а селения удалены одно от другого на большие расстояния. В Житии Никандра сказано: "Давно слышал он об одном пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом, среди диких дремучих лесов и непроходимых болот, заросших мхом". Один благочестивый горожанин, Фёдор Ситник, указал Никону в глухом лесу у реки Демянка уединённую пустынь. Он хорошо знал этот лес и охотно согласился стать проводником. Добравшись до огромного таинственного леса, Никон построил хижину, которая и стала ему впоследствии жилищем на долгие годы.

* Народное предание рассказывает:

Однажды летом Никандр (легенда называет его монашеским именем) задержался у своих знакомых в деревне Локоть до позднего вечера и решил остаться там на ночлег. На лугу у реки Черехи паслись лошади. Утром многие крестьяне не досчитались своих лошадей. Мужики бросились на поиски, но они ни к чему не привели. Подозрение пало на чужого парня, ночевавшего в деревне, который если и не сам угнал, так мог, по мнению мужиков, навести воров. Мужики устроили над Никандром самосуд. Сначала они пытались добиться от него признания миром, а потом стали его избивать. Никандр закрывая лицо руками и, содрогаясь, плача твердил, что он не крал лошадей!

Ничего не добившись, избив его, мужики отпустили Никандра. Горькая обида, несправедливое обвинение и незаслуженное наказание заставили Никандра покинуть родные места. Он ушел в чем был. По узкой болотистой тропке, сквозь дебри, окружавшим деревню Локоть, он добрался до Черной речки и увидел в кустах огромный камень. Никандр так устал, что решил забраться на него и отдохнуть. Камень показался ему очень странным. На одной стороне валуна был выступ, похожий на ступеньку величиной со скамейку, а поверхность камня-великана была ровной и гладкой. Никандр забрался на самый верх камня, опустил уставшие ноги на теплую от дневного солнца «скамейку» и предался грустным мыслям. Долго он так сидел. А когда слез с камня - на нем остались следы-вмятины от его босых ног, бедер и локтя, которыми он опирался о камень. Тут же образовалось и небольшое, величиной с блюдце, углубление от слез, падавших из глаз несправедливо обиженного юноши... На протяжении многих лет в этом каменном блюдце хранилась вода, не испарявшаяся даже в самые жаркие дни. Ведь это были Никандровы слезы...

С тех пор Никандр и стал лесным жителем, отрекшись от всего мирского, где так много зла и несправедливости. А камень до сих пор стоит у Черной речки. Но найти его может только тот, у кого чистые устремления и добрая душа...

* Житие Никандра иначе объясняет становление деревенского юноши лесным отшельником. Однажды в Пскове Никон молился в церкви Богоявления Господня. Во время молитвы Никон услышал голос, исходивший из алтаря: «Никон, раб мой, иди в пустыню, которую я указал тебе через раба моего Федора, для спасения твоего, и там обретешь ты покой себе. После же тебя пустыня та процветет, как цвет, и через тебя спасутся все живущие там...». Радостный Никон устремился в путь, при выходе из церкви встретил блаженного Николая Псковского, который предупредил юношу, что его ждут тяжелые испытания, трудности и беды. Добравшись до своей хижины, Никон начал тяжелую жизнь христианского отшельника, в многочасовых молитвах, постоянных постах, воздержании и терпении. Так рассказывает житие Никандра о юности святого и мотивах, приведших его в дикий лес.

Прожил Никон в лесу 15 лет, но когда о нём узнали люди, ушёл. Никон искал уединения и, казалось, нашел его, но вскоре молва о странном человеке, обрекшем себя на одиночество в глухом лесу, где жили лишь дикие звери, распространилась среди жителей окрестных деревень. Люди удивлялись его терпению и стойкости переносить все лишения, неизбежные в жизни отшельника, и решили, что обыкновенный человек жить так не может, что этот странный незнакомец - безусловно, Святой человек. И началось прославление Никона, дошедшее и до его ушей. Но вот славы-то Никон и боялся больше всего. Он знал, что человеческая похвала способна поселить в сердце человека пагубную гордость, низвергая его в бездну зла и пороков. Он не мог оставаться там, где народная молва делала из него полубога, ведь он себя таким не считал. Никон печально удаляется из лесной пустыни и снова идет в далекий Псков. Здесь он встречается с Филиппом, у которого жил и работал. Филипп поразился внешнему виду Никона: пред ним стоял худой и бледный человек в ветхой одежде, с отросшей бородой и длинными спутанными волосами. Тронутый незавидным положением молодого человека, Филипп привел Никона в свой дом, накормил его и дал ему необходимую одежду.

Никон сказал, что твердо решил постричься в монахи, и просил отвезти его в Крыпецкий монастырь. Филипп выполнил его просьбу, представил Никона игумену и передал ему просьбу Никона. Игумен этого монастыря, увидев изможденного человека, не соглашался его брать в обитель, ведь иночество требует величайшего терпения и тяжких трудов; а Никон, был очень слаб и изнурен телом. Никон же утверждал что он может перенести любые трудности и лишения, и припав к раке Саввы Крыпецкого и умолял игумена постричь его в монахи. Игумен, убедившись в твёрдости желания Никона, уже вкусившего подвижнической жизни, согласился совершить над ним обряд пострижения в монашество. Никон получил новое имя: Никандр. Во время пострига человек принимает подвиг монашества и отказывается от прежней жизни, умирает для мирской жизни и оживает для жизни в Иисусе Христе, поэтому постригаемым дается новое имя. При постриге умирает человек - рождается монах. Псковский купец Филипп и Фёдор Ситник тоже поступили в в Крыпецкий монастырь, и скончались в нем иноками. Никандр строго соблюдал монашеские обеты, неутомимо молился, был трудолюбив. На это обратила внимание монашествующая братия, они почувствовали превосходство Никандра над ними и относились к нему с большим почтением. Никандра стали называть «Святом человеком». И вновь слава и тоска по Богом указанной пустыни заставили его уйти из обители, и возвратиться в свою прежнюю лесную пустынь, о которой Никандр часто вспоминал и скучал.

Вскоре вернулся в свою пустынь. Жил там несколько лет, питаясь питаясь скудными дарами северной природы, всем, что дает лес, ягодами, травой и водой, в непрестанных молитвах к Богу.

Однажды Никандр подвергся нападению разбойников. Они не посчитались ни со славой отшельника, ни с его бедностью, ни с телесной слабостью. Четверо сильных мужчин ворвались в хижину Никандра забрали у него иконы и книги, да еще избили Никандра. А когда Никандр пытался воззвать к их совести, один из разбойников острым предметом ударил его. Увидев кровь, разбойники покинули хижину, оставив Никандра в беспамятном состоянии.

На обратном пути разбойники заблудились, попали в топкое место, окружавшее небольшое озеро, сквозь которое протекала речка. Три дня, голодные, совсем не спавшие, измученные, блуждали они вокруг озера, а затем вдоль русла речки вышли к деревянному мосту через речку. Решили по нему перейти на другой берег. Два разбойника ступили на мост, вдруг один из них, споткнувшись о сучок, ухватился за товарища, и оба, потеряв равновесие, упали в воду, а плавать разбойники не умели, барахтаясь в воде они оба утонули. А оставшиеся двое с ужасом наблюдали эту картину, но ничем не смогли им помочь, в страхе они перебрались на другой берег реки и по лесу вышли опять к хижине Никандра. Разбойники упали перед отшельником, к этому времени оправившимся от раны, на коленях и в слезах умоляли они его простить их за содеянное и указать им дорогу из этого страшного леса. Вернув награбленное и получив прощение Никандра, разбойники по указанной им дороге вышли из леса. Вскоре молва о приключении четырех любителей легкой наживы разнеслась по всем окрестным селениям, еще более укрепив славу Никандра как истинного христианина и праведника.

После нападения разбойников к Никандру снова потянулись люди из окрестных сел и деревень. Пользуясь безграничной добротой Никандра, люди обращались к нему за советами, с просьбами об исцелении. Люди поверили в безграничные возможности пустынника, называли его святым и поклонялись ему. Но Слава не давала Никандру душевного равновесия и умиротворенности. Его тяготили посещения людей, и он вернулся в Крыпецкий монастырь. Был там пономарем, просфорником, и наконец, келарем, ответственным за хранение и выдачу монастырских припасов. Послушание связанное с властью тяготило его. Эта должность была весьма важной и ответственной, Никандр, боясь кого-нибудь обидеть, вскоре от нее отказался. Он попросил у игумена разрешения поселиться недалеко от обители, на острове, окруженном болотами, построил там хижину и прожил там в постах, трудах, непрестанных молитвах 3,5 года. Но вскоре уединение пустынника было нарушено. Жители Пскова и его окрестностей, прослышав, что недалеко от Крыпецкого монастыря поселился Никандр, имя которого им было уже хорошо известно, потянулись к нему за благословением, утешением в печали и скорби, за наставлениями и советами, но это не понравилось игумену и братии Крыпецкого монастыря. Народная любовь к праведнику вызвала зависть у игумена и монахов, ведь монастырь может лишиться пожертвований богомольцев и монахи потребовали, чтобы он удалился с этого места. Со смирением Никандр выполнил требование и покинул остров, уходя и от славы, и от суеты мирской, которые преследовали его. Он вернулся в свою первую пустынь на реку Демянку, место указанное ему Богом, в далекий бескрайний лес, где он нашел родное пристанище, где под умиротворяющий шум вековых деревьев ему хотелось возносить молитвы Господу.Псковские гостиницы и монастыри. Никандрова пустынь.

По дороге его избили злые люди, но нашлись люди, которые спасли его. Поздним вечером Никандр добрел до деревни Локоть. За Черной речкой начинался лес, который он покинул несколько лет назад, лес, где была его хижина. Но до нее было еще далеко. Необходимо было искать ночлег. Никандр постучался в первую попавшуюся избу. Хозяин, открывший дверь и увидевший странника, который, по-видимому, шел издалека, впустил его и предложил сесть за стол. Никандр отказался, так как в этот день он постился. Удивленный крестьянин заподозрил незнакомого позднего посетителя в недобрых замыслах против него. За несколько дней до этого кто-то ограбил соседа и сжег его дом. Мужик вышел из избы и позвал к себе одного из соседей. И два крестьянина, недолго думая, жестоко избили странника. Хорошо еще, что жители деревни, услышавшие крики и стоны и прибежали на помощь. Слабый и избитый, Божий странник продолжил свой путь, молясь о врагах своих, которые не ведают, что творят... Но долгий путь накануне, голодание и перенесенная драма так ослабили силы Никандра, что, вскоре он вынужден был остановиться для отдыха, и незаметно погрузился в сон. А проснувшись, приоткрыв глаза, Никандр увидел перед собой двух волков. Замерев, Никандр в молитвах призвал Бога на помощь, а волки, постояв немного не спеша удалились в глубь леса...

Добравшись, наконец, до хижины, Никандр возблагодарил Бога, помогшего ему вернуться домой. Питался растениями, ягодами и водой. Молился, читал.Псковские монастыри, храмы, гостиницы. Никандрова пустынь.

В этой пустыни он прожил еще 32 года, из них первые 15 лет - не видел никого. Его случайно нашёл охотник Пётр Есюков и стал приходить за наставлениями.

Однажды к его двору подбежал лось, Пётр вскочил на коня и погнался за ним, преследуя лося он оказался в глухой чаще леса, там увидел хижину, окружённую частоколом. Пётр постучался в дверь с молитвою, (три раза т.к. никто не отвечал), потом дверь отворилась, Никандр знал имя охотника, и благословил Петра и его жену. Это удивило Петра (старец знал и имя его, и то, что женат), и решил пожаловаться на бездетность свою. Никандр сказал, что у него будет сын, и Петр с тех пор стал приходить сюда к Никандру.

Однажды медведь чесался о его крыльцо, сотрясая хижину. Никандр вышел из хижины и перекрестил зверя, медведь стал лизать ему ноги.

Однажды больного ему принесли, он весь был покрыт язвами. Никандр перекрестил его, тот заснул, а когда проснулся был уже здоровым.

У крестьянина украли лошадь, а Преподобный сказал, что лошадь вернётся, а вот вора жалеет. Лошадь скоро вернулась, а вор то утонул.

За 8 лет до кончины Никандр принял схиму в Демянском рождественском монастыре, стоявшем при впадении речки Демянки в Шелонь. Порховскому диакону незадолго до кончины, сказал, что скоро скончается, и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов. Однако велел ему не боятся и придти похоронить его. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Богородицы и что пустынь расширится.монастыри, храмы и гостиницы Пскова

24.09.1581 г. Преподобный Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория. Порховский диакон Петр устроил над могилой Никандра храм, положив тем самым начало обители.

Псковские монастыри.
Возникновение монастыря в Никандровой пустыни, целебные источники.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.

Итак, Через 3 года, в 1584 г. там поселился мирянин, излечившийся от тяжелой болезни при гробе почившего, который вскоре принял постриг с именем Исаия и стал первым игуменом создавшегося монастыря. К монаху присоединилось еще несколько человек, решивших уйти от соблазнов мирской жизни. По просьбе маленькой общины Исайя отправляется в Новгород, чтобы, просить архиепископа Александра о посвящении его в сан иеромонаха (священника) и дать благословение на строительство храма в память о преподобном Никандре. Архиепископ удовлетворил просьбу Исайи, рукоположив его в игумены нарождающейся обители. Церковь, воздвигнутая Исайей и братией над могилой Преподобного Никандра, получила имя Святого Благовещения в честь любимой иконы Никандра, по его завещанию. Церковь, положившая начало монастырю, дала ему и свое название. Игумену Исаии удалось благоустроить монастырь, но сам же игумен Исаиа удалился после этого в другой монастырь. Где и умер. А Свято-Благовещенская пустынь росла и приобретала известность, В середине 17 века, по благословению новгородского митрополита Никона (впоследствии знаменитого русского патриарха), порховский дворянин построил в пустыни церковь Преподобного Никандра. Вслед за ней появились церкви Александра Свирского и Святой Троицы. Все они были деревянные. Устройство монастыря относят к 1589 г. Постепенно скромная лесная обитель в порховских лесах стала известна далеко за пределами нашего края.

Обитель часто подвергалась нашествиям врагов. В 1665 г. поляки, ворвавшиеся в Псковскую землю разорили и разграбили обитель, перебили монахов, взяли в плен игумена. Только через год его удалось возвратить.

В 1673 году случилась новая беда, в Пустыни произошёл пожар, причинив огромный ущерб. От свечи возник пожар в Свято-Благовещенском храме, перекинувшийся на другие строения. Сгорели деревянные церкви, бывшие в обители: Благовещения, Св. Троицы, прп. Никандра и прп. Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами. Весь монастырь со всем имуществом сгорел.

Обстоятельства заставили игумена монастыря обратиться за помощью к царю Алексею, Возрождение обители началось при государе Алексее Михайловиче, который в 1667 и в 1677 г. пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней вплоть до 1917 г.

Многие благочестивые и состоятельные люди своими пожертвованиями способствовали возобновлению обители, внеся крупные денежные суммы на ее восстановление и пожаловав: иконы, книги, подсвечники и т. д. Вместо деревянных храмов были построены каменные. Были выстроены особая колокольня и новые деревянные кельи.

При строительстве нового собора во имя Благовещения Богородицы были обретены мощи преп. Никандра. 29 июня 1678 года мощи преп. Никандра были освидетельствованы, найдены нетленными и положены в новой раке в церковную стену вновь построенного собора. С этого времени обитель стала называться Никандрова Благовещенская пустынь. День преставления пустынника, 24 сентября, считают днем памяти Святого преподобного Никандра Псковского. У гроба Никандра происходили многочисленные чудеса исцеления.

В последующие века над созданием образа доброго, кроткого чудотворца, целителя народного спасителя трудились монахи Никандровой пустыни, паломники, посещавшие монастырь, странники. Монахи распространяли рассказ о праведной жизни отшельника, его стремлении во всем следовать Христу, полном отказе от мирских привязанностей. Паломники, странники разносили по близким и дальним городам и деревням вести о чудесах, совершавшихся в пустыне, о явлениях Никандра страждущим и несчастным. Широко был известен, например, рассказ о спасении порховских крестьян и горожан от холеры, свирепствовавшей в России в 1831-1848 гг., о случаях исцеления слепых и калек после посещения Никандровой пустыни и приложения к мощам преподобного.

В 18 в. при Петре сокращалось число монастырей, вышел указ – не плодить суеверий и не держать в монастырях затворников. Никандрова пустынь переживала трудные времена, в России начались притеснения монахов, борьба с отшельниками и суевериями. Никандрова пустынь хоть и уцелела, но от нее были отобраны все земли, пожалованные Алексеем Михайловичем

При правлении Екатерины с изданием Указа о секурелизации монастырей в 1764 г., многие монастыри прекратили свое существование: из 963 монастырей было закрыто более половины. А в этой пустыни положено было быть 1 строителю и 6 монашествующим. Монастырь приходил в упадок.

При размежевании Псковской губернии, пустыни были возвращены почти все её земли, пожалованные царем Алексеем Михайловичем. Крупные пожертвования были сделаны монастырю графом Николаем Петровичем Шереметьевым (сенатор, тайный советник).

Своим расцветом в конце 18 в. Никандрова пустынь обязана Императору Павлу, он заботливо относился к духовенству, учредил несколько семинарий и духовные Академии в Петербурге и в Казани. Настоятелем Никандровой пустыни был Архимандрит Геннадий. Он неоднократно встречался с Императором Павлом. Геннадий пришелся по сердцу императору Павлу, и далекая лесная обитель оказалась под внимательным и щедрым покровительством царя. Число монашествующих при нём было увеличено до 30. Кроме этого Павел Петрович пожаловал обитель Полистарией с крестами Ордена святого Иоанна Иерусалимского. 10 ноября 1800 года пустынь была причислена в ведение капитула Ордена святого Иоанна Иерусалимского - христианской организации, главой которой был сам император. В 1800 году Никандрова пустынь была произведена в 3-й класс. На Никандрову пустынь посыпались щедрые царские дары, Павел Петрович назначил из фонда Ордена ежегодный пансион обители - 2000 рублей.

Архимандрит Геннадий много сделал для развития своей обители. При нем и, вероятно, по его заказу местными мастерами были выполнены замечательные иконы Спасителя Знамения Божией Матери и Благовещения с серебряными, позолоченными ризами чеканной работы. Для храмовой иконы Благовещения, поставленной, в киоте красного дерева близ раки (гробницы) преподобного Никандра, был изготовлен большой чеканной работы подсвечник, украшенный разноцветными камнями. Он весил 2 пуда 4 фунта 60 золотников. При Геннадии в пустыни была построена новая трапезная больничная церковь во имя небесного покровителя архимандрита - святого Геннадия Константинопольского. В этой церкви настоятель обители распорядился в 1805 году похоронить останки пустынника Мардария, жившего и скончавшегося около 1750 года в северо-западной части Порховского уезда Псковской губернии, постриженика Череменецкого монастыря. Решение архимандрита, не согласованное с Синодом, вызвало целое дело, повлекшее за собой отстранение Геннадия от должности. Архимандрит был разжалован в простые иноки и отправлен в монастырь на Орловщине, где и скончался в 1826 году. В 1801 г. убит Павел I, по смерти государя Павла Петровича чин Великого Магистра этого Ордена в России был упразднен. 7 августа 1808 года Никандрова пустынь была возвращена под ведение Епархиального архиерея.

Вместо ограды монастырской Архимандрит Геннадий собирался устроить по всей окружности монастыря каменные корпуса для братии, богомольцев, но, эта идея так и не была осуществлена до конца.

В начале XIX века вокруг Благовещенского собора был заложен фундамент нового собора, по исследованиям О.Константинова, новый собор по своим формам на 50 лет предвосхищал храм Христа Спасителя; он должен был быть пятиглавым, 2-х этажным, с 300-ми окнами, с 6-ю приделами, высота до креста – 45 метров. Осуществить эту постройку, предположительной стоимостью в 300.000 рублей, так и не удалось.

Наиболее подробное описание Никандровой пустыни начала XIX века было издано псковским архиепископом Евгением (Болховитиновым). Монастырский ансамбль включал в себя пятиглавый собор Благовещения Богородицы с голубыми куполами, по которым рассыпались белые звезды, построенный в 70-е годы 17 века; 18-метровую каменную колокольню с башенными часами над Святыми воротами и колоколами, самый большой из которых весил 360 пудов 37 фунтов, построенную в 1785 году строителем Сосилатром; настоятельские двухэтажные кельи с 25 покоями; каменную овальную церковь во имя св. Геннадия, Патриарха Константинопольского и Святой Троицы. Весь монастырский двор занимал шестиугольную площадь, в 233 сажени в окружности. Ограда большей частью состояла из братских келий с 4 башнями. По углам монастырской стены, протянувшейся на 496 метров, стояло 5 часовен. По обе стороны стены расположились братские кельи, гостиница для паломников, хозяйственные строения. За ними - пруды, сады, огороды...

У стен монастыря располагалась больница имени местночтимого святого Мордария. Здесь также находился простонародный приезжий двор с гостиницей, избами и конюшней. Близ него – Ярмарочный гостиный двор, в котором находилась 161 купеческая деревянная лавка. Многолюдные ярмарки у стен монастыря проходили 29 июня (в день обретения мощей преп. Никандра) и 24 сентября (в день преставления преп. Никандра), на них съезжалось до 500 подвод из окрестных сел. В версте к западу от монастыря находилась деревянная церковь во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. На реке Любовец, в 7 верстах от монастыря, находилась монастырская мельница с монастырским и скотным двором. На скотном дворе содержались породистые коровы. В бревенчатой конюшне стояли огромные лошади-тяжеловозы. В монастыре было две мастерских - сапожная и портняжная. Никандровой пустыни принадлежала также пасека, начальная школа в Любовце, где учили монахи, и подворье в Порхове, сохранившееся до наших дней.

Сер. 19 в., пустынь связана с именем игумена Игнатия (Васильева), духовного друга святителя Игнатия (Брянчанинова). При нём были обновлены монастырские здания, построена за монастырём новая гостиница, часовня, шоссейная дорога от монастыря к г. Порхову, посажены фруктовые деревья и кустарники. Был установлен ежегодный крестный ход 28 мая с иконой прп. Никандра. Встречный Крестный ход (из 12-ти приходов) возглавляла местночтимая икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (празднуется 21.01). Есть сведения, что на крестные ходы в Никандрову пустынь собиралось до десяти тысяч верующих.

В начале XX века Монастырь считался одним из самых богатых и посещаемых в Псковской губернии. Он был прекрасно обустроен, имел образцовое хозяйство, обладал многими художественными ценностями и природными богатствами. В пустыни было 32 монаха, 30 послушников, земельные владения составляли 6783 десятины.

В 1923 году в Никандровой пустыни было 34 монаха (14 человек 37-50 лет, 12 человек – 50-60 лет, 8 человек – 60-75 лет). После революции монахи монастыря предлагали создать на базе Никандровой пустыни «трудовую коммуну». Но новая власть распорядилась по-другому. Монастырь был закрыт, а все постройки были взорваны. Церковная гордость – именные часы с монастырской колокольни были демонтированы и увезены в Псков. Их установили на караульной башне бывшего Кадетского корпуса, где сегодня располагается областная администрация.

После революции пустынь разделила участь большинства монастырей, лишилась земельной собственности, а позже серебряная церковная утварь, серебряная рака для мощей, плащаница, кипарисовый крест были вывезены в Псков и в Петроград. Монахи некоторые время еще жили здесь, организовав сельхоз коммуну. После распада коммуны они разошлись по деревням и монастырям, а здесь, в пустыни действовала кустарная мастерская.

1942 г. были попытки возродить Никандрову пустынь, настоятелем стал игумен Андрей (Тишко), (родился в 1871 г.). Потрудился он недолго, скончался от тифа. После смерти отца Андрея немцы в монастыре создали контору по заготовке древесины, которая отправлялась в Германию. Отступая немцы разрушили здания.

* Игумен Андрей (Тишко) (1871 - сентябрь 1942)
Родился 14 ноября 1871 г. В 1885 г. закончил Старослободское народное училище. В 1894 г. закончил фельдшерские курсы при Гродненском военном лазарете. Еще будучи мирянином, А. Тишко удалось побывать в Иерусалиме и на Афоне. Впечатление от паломничества сыграло решающую роль в выборе дальнейшего пути молодого человека. По возвращении домой он поступает в Витебский Свято-Троицкий Марков мужской монастырь, но в связи с начавшейся русско-японской войной призван на фронт в качестве фельдшера. А. Тишко прошел всю войну и за самоотверженный труд и заботу о раненых был награжден Георгиевским крестом. После войны возвратился в монастырь и 12 декабря 1912 г. был пострижен и рукоположен в иеромонаха епископом Витебским Никодимом. После объявления Первой Мировой войны о. Андрей был направлен в полевой подвижной госпиталь Виленского военного округа, где прослужил священником до октября 1917 г. После прихода большевиков к власти по личному прошению был уволен со службы и возвращен в родной монастырь. За труды в годы войны иером. Андрей (Тишко) был награжден орденом св. Анны III и II степеней и представлен к золотому наперсному кресту. В 1919 г. Витебская консистория назначила о. Андрея на вакантное место в Старослободскую церковь. После этого служил на разных приходах в Латвии. За многолетний плодотворный труд на благо Матери-Церкви иеромонах Андрей Тишко был представлен к игуменству, но митрополитом Августином (Петерсоном) представление было отложено. До весны 1942 г. иером. Андрей (Тишко) проживал в Старой Слободе и помогал в службе настоятелю храма. После прошения на имя митрополита Сергия (Воскресенского) иеромонах Андрй (Тишко) был назначен настоятелем Креславской церкви. Летом 1942 г. он был возведен в сан игумена и отправлен в Псковскую миссию. На плечи опытного и в то же время уже престарелого о. Андрея была возложена трудная задача - восстановление Никандровой пустыни. Игумен Андрей становится первым наместником обители. Но не долго пришлось потрудиться миссионеру над возрождением святыни. Жизнь его оборвалась. Не сохранилось точной даты и обстоятельств смерти. Так, по книге З. Балевица (историка-коммуниста) игумена Андрея растреляли немецкие оккупанты. По архивным данным, исходя из рапорта начальника Псковской Православной миссии от 15 сентября 1942 г. на имя экзарха Сергия следует, что игумен Никандровой пустыни "скончался от тифа…", что было засвидетельствовано врачебной справкой, но точной даты смерти и информации о том, кто совершал погребение в Управление Миссии так и не поступило.
Источники:
ЛГИА (Латвийский Государственный Исторический архив), ф. 7469, оп. 2, д. 352
З. Балевиц. Православная церковь в Латвии под сенью свастики. Рига, 1967, с. 55

За долгие годы разорения территория пустыни заросла непроходимым лесом. На территории бывшей Никандровой пустыни сохранились частично аллеи, деревья, остатки ограды, руины и фундаменты, святые колодцы, монастырское кладбище.

В 2000 г. Архиерей Псковский и Великолукский Евсевий поставил вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни, началось восстановление монастыря, в пустыни поселился первый монах. За прошедшие годы с Божьей помощью была восстановлена церковь во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», в честь свв. Царственных мучеников, построена часовня над источником преподобного Александра Свирского, возведен храм в д. Любовец. В 2004 г. компания «Псковэнерго» за счет собственных средств провела в Никандрову пустынь линию электропередач. В 2005 г. в пустынь прибыла икона преподобного Никандра с его мощами, и, впервые за последние 80 лет, в монастыре был совершен постриг.

В 2003 году бывший ризничный Псково-Печерского монастыря иеромонах игумен Спиридон (Иващенко) был благословлен Владыкой на должность Наместника Никандрова монастыря. За пять лет братия вместе с послушниками, трудниками и с помощью солдат 76 дивизии ВДВ, возродила монастырь к жизни. Сегодня силами монашествующих и паломников ведется дальнейшее восстановление пустыни.

Легенда рассказывает, что в пустынь приехали большевики, чтобы забрать с собой мощи св. Никандра. Около церкви Благовещения Пресвятой Богородицы они поставили солдат, которые должны были днем и ночью сторожить вход в нее, чтобы никто не смог спрятать мощи преподобного. Вечером в пустынь пришли два странника в серых балахонах с закрытыми капюшонами лицами. Они легли спать около церкви и во сне услышали голос. Странники встали, вошли в церковь, обойдя крепко спавших солдат - сторожей, взяли мощи и унесли их с собой. Вскоре мощи оказались, как рассказывают, в церкви Зосимы и Савватия в с. Любовец. Во время войны, перед тем как церковь была сожжена немцами, снова явились те же два странника и при всех собравшихся в церкви жителях села унесли мощи. Святыня была спасена два раза, а спасителей прислал св. Никандр, как считают рассказчики. Никандрова пустынь. Экскурсии по Псковской Земле, псковские монастыри. Место силы, целебные источники.
Второе чудо, приписываемое Никандру, произошло во время войны. Немцы при отступлении решили сжечь всех жителей с. Любовца, как это они делали повсюду. Детей, стариков, женщин заставили войти в церковь, заперли засовы, но вдруг через некоторое время всех выпустили, церковь же подожгли без людей. Вероятно, жителей деревни спасло заступничество св. Никандра, который услышал обращенные к нему молитвы.
Современное паломничество в Никандрову пустынь связано прежде всего с надеждой на исцеление. Сюда приходят люди, стремящиеся излечиться от болезней суставов и позвоночника. Многие идут сюда с желанием найти умиротворение, утешение, успокоение, радость. В то же время людей посещающих пустынь с чисто лечебными целями охватывает состояние радости, умиротворения и покоя в пустыни. Никандрова пустынь.
В начале 1960-х годов районные и деревенские партийные деятели осквернили святые источники, залив их мазутом. Однако вскоре от ядовитой гадости в них и следа не осталось. На следующий день мазут оказался на колхозных полях и лугах. Руководитель же этой акции, по одной версии, милиционер - по другой, председатель колхоза - был жестоко наказан, по всему телу у него пошли язвы, от которых он и умер.

Экскурсии по Псковской Земле, псковские монастыри. Место силы, целебные источники.

Источник: http://www.pskovgo.narod.ru/index_ru.htm
Категория: Никандрова пустынь | Добавил: Natalia_Pskov (25.10.2008) | Автор: Natalia
Просмотров: 1647 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области

















Рейтинг коммерческих и информационных сайтов России

Каталог сайтов - Refer.Ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017