Ул. Мирная, 1. , начало 20 в. Построена в неорусском стиле эпохи поздней эклектики. В 1993-1995 гг. церковь Александра Невского реставрирована. Сейчас -воинский храм. Храм во имя Благоверного Великого князя А. Невского строился для 96 - ого пехотного Омского полка, квартировавшего в г. Пскове. Этот полк участвовал в Отечественной войне 1812 г, а позже сражался за освобождение Болгарии от османского ига. В 1894 году было начато строительство казарм в нашем городе, для размещения Омского полка. А в стремлении уберечь страну от надвигающейся катастрофы было принято решение возвести этот храм. Разработать типовой проект полковой церкви было поручено Фёдору Михайловичу Вержбицкому. Отклонения от образцового проекта с целью улучшения внешнего облика храма ввёл военный инженер Дмитрий Коронатович Костомаров, а также сами исполнители - псковские каменных дел мастера, издавна известные своим умением. Храм строился в течение двух строительных сезонов - 1907 - 1908 годов. Однако недолго звучали колокола храма, недолго мерцали в нём свечи и слышались под его сводами молитвы, обращённые к Богу. В 1918 году храм закрыли, а позже разрушили шатровую колокольню и главу храма. Утерявший значительную часть своей красоты, он был превращён в дом офицеров. Затем храм и вовсе обратили в склад. Когда началась перестройка, во Пскове стали открываться храмы. В 1990 г. храм Александра Невского был передан верующим. В 1992 году в храме возобновились богослужения, после ремонта. В 1995 году Президентом России храму были подарены колокола. Отлиты они в г. Каменск - Уральском, самый большой колокол весит 670 кг, а самый маленький - 8 кг. К 100-летнему юбилею храма, в 2008 г. на звонницу храма Александра Невского установили еще два колокола, которые помогли приобрести прихожане и благодетели. Один из них весит 700 килограммов, другой – больше тонны. В храме св. князя Александра Невского служит Протоиерей Олег Тэор, он живет во Пскове, но известен далеко за пределами своей епархии. Он является примером ревностного служения Русской Православной Церкви, он является духовником Псковской воздушно-десантной дивизии. Батюшка не раз бывал в Чечне вместе с русскими воинами, где, исполняя священнический долг, крестил, исповедовал, причащал, утешал живых и отпевал положивших жизнь свою. У него имеется множество альбомов с фотографиями, письмами и стихами воинов, ветеранов чеченской войны. Протоиерей Олег Тэор вместе с верующими тщательно хранит память о погибших и молиться за все воинство российское в Псковском храме Александра Невского. По инициативе настоятеля церкви Протоиерея Олега Тэора рядом с храмом установлен и освящен памятный крест. В его основание положены камни от храмов, закрытых и разрушенных в годы советской власти. При церкви Александра Невского работают воскресная и иконописная школы, библиотека, музей. Иконостас с Житие А. Невского храму был подарен Святейшим патриархом Алексием 2. Авторы его - художники из Палеха, лауреаты Государственной премии Российской Федерации: Кукулиев Борис Николаевич, народный художник России, Адеянов Сергей Яковлевич, Бушков Владимир Авенирович, Кукулиев Николай Борисович, Макашов Василий Семёнович. Монументальная работа состоит из 7 икон, обрамленных деревянной резьбой из липы. Техника: дерево (липа), левкас, яичная темпера, золото, лак. 3 апреля 2001 г. Храм святого князя Александра Невского пополнился новой реликвией: крестом с чудотворными частицами мощей святой великомученицы Варвары, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и преподобного Серафима Саровского - чудотворца. Крест был когда-то пожертвован храму. Настоятель храма протоиерей отец Олег Тэор попросил искусствоведа Псковского музея-заповедника Ирину Родникову описать крест - серебряный, внутри полый. По обнаруженным надписям и клеймам искусствоведу удалось установить дату и место изготовления креста: Москва, 40-е г. г. XVIII века. Впрочем, подобные кресты-мощевики распространены были по Руси еще со времен Ивана Грозного. При дальнейшем исследовании креста, когда его, чтобы почистить, пришлось раскрыть, Ирина Родникова обнаружила внутри деревянный крестик. Пластинки на нем покрывали надписи: "Мощи Варвары муч.", "Мощи св. Димитр Рост.", "Мощи Серафима Сар. ч." Мощи великомученицы Варвары оказались на Руси в конце XI - начале XII века. Они попали на русскую землю из Константинополя и хранились вплоть до начала XX века в Киевском Златоверхнем Михайловском монастыре. Мощи святителя Димитрия Ростовского были отрыты через 40 лет после его кончины в 1709 году. Они прославлены чудотворениями. А мощи преподоьного Серафима Саровского находятся в Серафимо-Дивеевской обители (Нижегородская губерния), преподобный был канонизирован в 1903 году, тогда же, по мнению Ирины Родниковой, изготовлен деревянный крест, в него, кроме мощей нового чудотворца, вложены более древние реликвии. Находящиеся в деревянном крестике мощи источают благоухание.
Источник: http://www.pskovgo.narod.ru/index_ru.htm |