Чт, 20.07.2017
Удивительная Псковщина
Меню сайта
Категории каталога
Мирожский монастырь. [1]
Все о Мирожском монастыре, выдающемся памятнике истории русской и мировой художественной культуры. Расположен в г. Пскове.
Снетогорский монастырь [1]
Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь во Пскове.
Елизаровский монастырь [1]
Спасо-Елизаровский женский монастырь, в 30 км от Пскова.
Крыпецкий монастырь [1]
Крыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в 25 километрах от Пскова.
Никандрова пустынь [1]
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, в 70 километрах от Пскова.
Введенский монастырь [0]
Свято-Введенский женский монастырь на Псковщине.
Симанский монастырь [0]
Симанский Спасо-Казанский женский монастырь.
Творожковский монастырь [0]
Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь.
Печерский монастырь [1]
Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь, в 53 км от Пскова.
Главная » Статьи » Монастыри Псковской земли » Снетогорский монастырь [ Добавить статью ]

Снетогорский монастырь в 1993 г. возвращен церкви.
Снетогорский монастырьСнетогорский женский монастырь был построен недалеко от Пскова, вниз по течению реки Великой, на вершине круглой горы "Снетная", которую круто огибает река. В сторону города гора круто обрывается, и над водой нависают крупные выступы слоистого камня. "Снетная" гора возвышается на 14 метров над рекой, обнажая известняковую породу. Название горы происходит от слова "снеть" - снеток - крошечная рыбка-вегетарианка. Из Псковского озера снеть ходила нереститься вверх по Великой во Пскову - реку. Она заходила и в залив у подножия Снетной горы, дав название и ей и построенному здесь монастырю.

Колокольня Снетогорского монастыря Дата основания монастыря неизвестна. Впервые Псковский монастырь на Снетной горе упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри. Псковская летопись повествует о вторжении ливонских войск и о гибели основателя монастыря, Снетогорского игумена Иоасафа и монахов, принявших смерть от немцев. Много пострадало тогда в городе иноков и других монастырей, а также женщин и детей. Мощи преподобномученика Иоасафа Снетогорского ныне покоятся в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова.

Преподобный Иоасаф был игуменом, а по некоторым псковским синодикам и основателем обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на "Снетной" горе. Он дал обители строгий устав, с запрещением его изменять, и сделал лучшим монастырем своего времени. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обителей. По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. Почти через 90 лет после кончины Преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.

Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил врагов, отогнал их от города и повелел поставить в обители новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы вместо сожженного, он сохранился до сих пор, был сооружён в 1310 году и вскоре расписан фресками. Рождественский собор и сегодня главная святыня обители, редчайший памятник духовной культуры Древней Руси. Храм построен из местной известняковой плиты и за многие века существования многократно изменял свой архитектурный облик. Древняя часть собора, четверик, всегда оставалась неприкосновенной и поэтому сохранила первоначальное живописное убранство. Крестообразный интерьер храма с глубоким алтарем всеми своими сводами и арками раскрывается как светлый цветок навстречу легкому освещенному барабану с парящим над ним куполом. Во втором ярусе храма были устроены скрытые от глаз палатки-приделы для уединенной молитвы старцев.
Притвор XV века, пристроенный с запада, увеличил пространство собора, но был расширен через сто лет и украшен входным порталом и вкладным каменным крестом. В XVII веке к притвору достроено кирпичное крыльцо, нарядно украшенное муравлеными (зелеными) изразцами с изображениями птиц, цветов и виноградной лозы в сочетании с тесаными и побеленными кирпичными орнаментами. В 18 в. собор был расширен двумя большими приделами во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Николая Мирликийского.
Фрески собора, повествующие о земной жизни Приснодевы, широким поясом охватывают стены собора. Светлые видения райского сада противопоставляются образам адской пучины. За многие века цвет фресок изменился, потускнели яркие краски, некоторые из них синие, зеленые утрачены совсем.

В начале 16 века монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью (в 1519 году) Св. Николая Чудотворца и восьмигранную церковь «Вознесения под колоколы», увенчанную колокольней с высоким шатром, 86 м высотой. Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее.
Каменные ворота монастырь получил в 17 веке, а каменную ограду – в 19 в. Периметр монастырской ограды - 420 метров.
Снетогоргорский 3-го класса мужской монастырь был упразднен в 1804 году и было получено разрешение устроить в бывшем Снетогорском монастыре загородный архиерейский дом. В 1816 году псковским архиепископом был назначен Евгений Болховитинов. Он поселился в архиерейском доме и начал обследование псковских библиотек, гражданских и духовных архивов. Болховитинов был известен в широких кругах русской интеллигенции своими трудами по истории России. В Пскове Болховитинов изучал историю монастырей, используя полученные документы. Он изучил списки Псковских летописей, работы по истории монастырей. Евгений Болховитинов жил в Пскове до 1822 года – до переезда в Киев, в последствии он Митрополит, работает на Киевской кафедре. При нем в архиерейском доме были проведены очередные реставрационные работы.

Архиерейский дом был закрыт в начале 1920-х годов; в бывших монастырских зданиях разместился дом отдыха, а позднее детский санаторий.

В 1930-ые годы была разобрана Вознесенская церковь.
В годы оккупации (1941-1944 гг.) на территории монастыря был расположен штаб армии группы "Север", откуда осуществлялось руководство блокадой Ленинграда. Архитектурный ансамбль вновь подвергся реконструкции (кроме соборного храма): здесь были проведены инженерные коммуникации, выстроен бункер, сохранившийся до нашего времени. В храме Рождества Богородицы гитлеровцы разместили винный склад, затем конюшню.

Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. 13 сентября 1472 года здесь вышла из насада (речного судна с высокими бортами) племянница последнего византийского императора Софья Палеолог - невеста великого князя Московского Ивана 3, следовавшая из Рима в Москву. Здесь после молебна в Рождественском соборе Софья надела царские одежды, и отсюда торжественно въехала во Псков через Варлаамские ворота. Гостеприимные псковичи поднесли ей 50 руб., за что она обещала в случае надобности заступиться за них перед великим князем.

В настоящее время богослужения проводятся в церкви Николы, при ней находится и монастырская трапезная. Фотографии Снетогорского монастыря.

Фрески псковского Снетогорского монастыря 14 в. в настоящее время реставрируются. В 16 веке, после пожаров и разрушений, фрески были забелены, а частично и покрыты обмазкой. В начале 20 века древние фрески были случайно открыты, а с 1909 года началась их расчистка.

Фрески Снетогорского монастыря (1313 г.), которые фрагментарно сохраняются в храме Рождества Пресвятой Богородицы, представляют совершенно уникальное явление в контексте стенописи всей Руси. В алтаре они писались на красных фонах, мастера Рождественского храма создавали нарядное и яркое многоцветие, сложные композиции, даже сейчас, невзирая на катастрофическое состояние фресок, можно оценить их величие.

С конца XV века в Пскове происходит небывалое цветение зодчества. Псков шёл своим особенным путём в формировании храмостроительных форм, создавая в камне символику Живононачальной Троицы, нового Иерусалима и Третьего Рима. Храме Рождества Пресвятой Богородицы - музей фрески, Но храм - это, прежде всего, место молитвы, место служения Богу, монастырь - обитель для спасения человеческой души. Храмы - это живые организмы, и верующие люди чувствуют и понимают это. Храмы должны жить, в них должна идти литургическая жизнь.

В древности псковский Снетогорский монастырь населяли иноки, теперь здесь расположилась женская монашеская обитель. Духовной жизнью монастыря руководит игуменья Людмила. Духовник монастыря - отец Гермаген.

В 1993 году, 26 августа в день памяти святителя Тихона Задонского, Рождества Богородицы Снетогорский монастырь возвращен Русской Православной церкви. Владыка Евсевий, по чьему благословению возрождалась монастырская жизнь, с детских лет воспитан был у святителя Тихона Задонского, и матушка игуменья Снетогорской обители Людмила из этих краев. Они много знают о святителе Тихоне Задонском, и он им очень близок. Святитель Тихон - богослов 18 в., родом из Новгородской земли, бывал в Пскове, преподавал после Духовной Академии. Все последующие годы прожил в Задонске.

Одновременно проводятся реставрационные работы по восстановлению уникального ансамбля. Древний монастырский собор Рождества Богородицы находится в ведении Псковского музея-заповедника.
Иконы: Иверской Божьей Матери. Снетогорская. Основателя монастыря Иоасафа, святителя Тихона Задонского. 01.2008 г. псковское Управление ФСБ передало в Снетогорский монастырь три иконы XVIII - XIX веков: Распятие с Предстоящими, Богоматерь Боголюбская, Спас Вседержитель с Предстоящими. Святыни возвращены туда, где они хранились.



Источник: http://www.pskovgo.narod.ru/index_ru.htm
Категория: Снетогорский монастырь | Добавил: Natalia_Pskov (24.10.2008) | Автор: Natalia
Просмотров: 579 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области

















Рейтинг коммерческих и информационных сайтов России

Каталог сайтов - Refer.Ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017